Кураторский проект «Книга О.»

Проект «Книга О.» изначально задумывался как исследование личности художника посредством изучения среды его обитания, в качестве которой выступало жилище творца. Ведь именно здесь ярко проявляется его индивидуальность, скрытая от глаз публики. Помимо личностных качеств, к примеру, особенностей характера и темперамента, которые непосредственно либо косвенно влияют на процесс создания произведений, в рамках проекта было предусмотрено изучение социальных качеств творческой личности. Это позволяет больше узнать о специфике многих социальных механизмов, которые руководят художником, а также о его самоопределении. «Книга О.» — кураторский исследовательский проект, который позволяет изучить личное пространство художника непосредственно у него дома. Дом – сакральное место, которое часто скрыто от посторонних глаз. Участники проекта – ограниченное число кураторов и художников современного искусства – имели исключительную возможность побывать там, где во всей своей полноте предстает место обитания художника. Именно здесь романтизированный образ гения, жизнь которого состоит из творческих порывов и поиска вдохновения, гармонично дополняется образом автора, который вечером приходит домой и разогревает суп. А поскольку квартира художника нередко служит ему еще и мастерской, здесь можно увидеть незаконченные или ранее неэкспонированные работы, эскизы, наброски, рабочие инструменты и материалы.

Особенность отбора участников проекта заключается в том, что для его осуществления требуются художники, которые имеют возможность пригласить в свой дом оговоренное количество людей. После длительных размышлений выбор пал именно на тех художников современного искусства, с которыми куратора проекта объединяет как дружеская связь, так и частое сотрудничество в различных выставочных проектах, – то есть на тех авторов, в исследовании которых куратор был лично заинтересован.

Проект проводился не только ради проникновения в среду обитания художника и презентации результатов его творческих поисков. В первую очередь это исследование личного пространства творца, позволяющее в непосредственном контакте выявить не только стилистические особенности его работ и его художественный язык, но и лучше понять его как личность. Ведь дом художника — это еще и отображение его ментального пространства. Здесь можно больше узнать об особенностях характера автора, о его вкусах и интересах, симпатиях и антипатиях.

Проект «Книга О.» – это и щадящий способ социализации художника. Участники проекта получают возможность не только обсудить новейшие работы и идеи художников, но и стать соавторами стихийного коллективного произведения, вдохновленного особенностями окружающей обстановки. Например, в квартире-мастерской графика Фёдора Шурмелёва были созданы лозунги с пожеланиями хозяину квартиры, и плоскостной арт-объект – своеобразный лубок, сочетающий рисунки и впечатления авторов. В квартире-мастерской театральных художников Сергея Ашухи и Екатерины Шиманович было налажено совместное производство арт-календаря по случаю наступающего нового года. В гостях у скульптора Павла Гребенникова материальное производство перешло в разряд нематериального: гости обсуждали актуальные вопросы современного искусства и строили планы на будущее.По предложению куратора каждая встреча сопровождается записями участников в «Книге О.» – специальной тетради, которая является одновременно и документацией  проекта, и произведением искусства. В «Книге О.» можно найти впечатления, серьезные и шутливые ответы на заданные и незаданные вопросы, пожелания художнику, рисунки и ироничные наброски.

«Книга О.» – проект неопределенной продолжительности. Первые три встречи показали необходимость дальнейшего осмысления формата. Проект, задуманный как квартирник, на первоначальном этапе подразумевал выставку работ и общение художника и публики, роль которой исполняли участники проекта. С течением времени на передний план вышла коммуникация художников и кураторов, дефицит которой был выявлен в среде молодых авторов, и обсуждение актуальных художественных и кураторских практик.

Проект «Книга О.», подготовленный в рамках учебного плана специального курса «Кураторский проект», разработанного Е. Я. Кенигсберг для студентов специальности «Искусствоведение (изобразительное искусство)», предполагает дальнейшее развитие уже в несколько другом формате. Кураторская концепция подразумевает смену вектора исследования – далее в рамках проекта планируется изучить личное пространство кураторов современного искусства. Этот проект интересен для нас по нескольким причинам. Во-первых, для того, чтобы рассмотреть образ куратора, который на сегодняшний день в Беларуси имеет не совсем ясную природу. Во-вторых – чтобы постичь способы его мышления. В-третьих, чтобы совместно выработать стратегии последующих художественных кураторских проектов. Предполагаемым результатом может стать объемное исследование новых тенденций в современном искусстве Беларуси.

Елена Русакевич (с) 2017