Некомментируемая повседневность. Рецензия на книгу Тимо Шааля «Стрит-арт в Германии»

Timo Schaal: Streetart in Germany, München 2013, riva-Verlag, ISBN 978-3-86883-337-9, Softcover, 191 Seiten, rund 400 farbige Abbildungen, zweisprachiger Text: Deutsch und Englisch, Format: 20,6 x 14,6 x 1,4 cm

Повсеместное распространение цифровых технологий и интернета интенсифицировало развитие художественных практик в медиа-пространстве. Частью этого пространства стали не только творческие стратегии, но и процессы архивации. Сегодня новые произведения искусства фиксируются, сохраняются и становятся полностью публичными, охватывают максимальное количество зрителей, в том числе благодаря интернет-пространству. Существует огромное количество групп в социальных сетях, специальных сайтов-фотоархивов, сформированных по тем или иным критериям. На таких ресурсах можно познакомиться с передовыми тенденциями в стрит-арте, с новыми авторами и их произведениями. Но при всей легкодоступности фотодокументации зритель сталкивается с определённой проблемой: практически невозможно самостоятельно понять явление стрит-арта в целом. Одним из вариантов преодоления этой ситуации является книга Тимо Шааля «Стрит-арт в Германии» (Timo Schaal. Streetart in Germany), первое издание которой вышло на немецком и английском языках в 2013 году в издательстве Riva (Мюнхен, Германия).

Издание не только даёт возможность читателю получить представление о стрит-арте 2010–2013 гг. в Германии, но дополняет архивные материалы группы Streetart in Germany в facebook. Данное сообщество было организовано в 2010 году Тимо Шаалем (под псевдонимом Polypix) для публикации фотоматериалов о стрит-арте. Т.Шааль с 2009 года совершал регулярные поездки по Германии с целью поиска и изучения новых произведений уличного искусства. Результаты этих поисков стали базисом для создания фотоархива Streetart in Germany. На данный момент у группы более миллиона подписчиков, и она является одной из крупнейших по данной тематике.

Книга «Стрит-арт в Германии» состоит из фотоальбома на 185 страницах, предваряемого анонимной вступительной статьёй. Необходимо отметить, что автор позиционирует себя только как составителя.

Как и большинство изданий об уличном искусстве, эта книга с первых строчек аннотации заявляет, что «…не пропагандирует и не поддерживает вандализм. И является всего лишь одним из способов документации немецкой сцены стрит-арта.»

Фотоматериал, представленный в книге, разномасштабный – произведения показаны так, чтобы читатель смог не только рассмотреть работу художника в целом, соотнести его с окружающей средой, но и прочитать текстовые элементы, зачастую превалирующие по смыслу над общей картиной. Аннотации к фотографиям содержат информацию об имени автора (при его наличии), о городе (по возможности с указанием района или события), и ссылку на источник либо автора съёмки. Завершает книгу небольшое приложение с переводом немецкоязычных текстовых элементов из опубликованных работ стрит-арта на английский язык, краткой биографии Тимо Шааля, и благодарности художникам, авторам фотографий и всем, оказавшим помощь в сборе материала.

Обращая внимание на дизайн издания, выполненный Марией Виттек, следует отметить, что все без исключения страницы имеют подложку. Для страниц с фотографиями она выполнена как имитация светло-серой стены. С одной стороны, это позволяет задать общий тон всему изданию, с другой, – снизить контрастность между фотографией и белым фоном, сделать равнозначными на странице и крупные, и мелкие изображения. Отображение нумерации страниц также претерпело некоторые изменения – белые цифры помещены в чёрный прямоугольник посередине наружного края страницы. Такое расположение должно облегчать навигацию по книге, т.к. маркировка находится в зоне активного взгляда. Но такое новаторство не совсем оправдано – при графически активной нумерации отсутствует оглавление, библиографический справочник, глоссарий и т.п. Фактически номер страницы необходим только для ссылки из приложения с переводом. В таком случае, вполне хватило бы нумерации фотографий.

Также необходимо отметить, что информация о каждом конкретном произведении не является полной, поскольку, кроме авторства, места и источников, отсутствует указание года, техники исполнения либо других дополнительных технических характеристик. Но, с другой стороны, Тимо Шааль и не планировал создавать полномасштабный справочник по уличному искусству Германии 2010–2013 гг. Бессистемный подход, основанный исключительно на собственном видении проблематики стрит-арта, позволяет рассматривать и демонстрировать произведения уличных художников без изменения их коннотации, не создавая искусственных ссылок на разнообразные современные эстетические теории. Субъективный подход исключает и необходимость анализа работ как site-specific и их взаимоотношений с параллельными направлениями современного искусства, такими, как паблик-арт, урбан-арт и др.

Тем не менее, следует отметить, что книга Т.Шааля «Streetart in Germany» является не только примером документации стрит-арта Германии 2010–2013 гг., но и попыткой включить стрит-арт в аналоговое (реальное, физически ощутимое) пространство. Именно такими простыми шагами может быть заложен фундамент для выработки новых средств легальной инкорпорации деятельности уличных художников в ткань современного искусства.

Т.Р.Кучинский-Паровой (С) 2017

Книга Т.Шааля «Streetart in Germany», предоставленная Институтом имени Гёте в Минске, находится в библиотеке Студенческого центра современного искусства „Alla prima“ БГАИ.