Глобальная история локальной выставки современного искусства. Рецензия на книгу Ханса Айхеля «60 лет documenta»

Hans Eichel (Hrsg). 60 Jahre documenta. Die lokale Geschichte einer Globalisierung. B&S Siebenhaar Verlag, 2015 (1.Auflage). – 256 S.

Сборник «60 лет documenta. Локальная история глобализации» был выпущен в 2015 г., к юбилею самой крупной и значимой всемирной выставки современного искусства documenta, которая проходит одни раз в пять лет в немецком городе Кассель (Германия) начиная с 1955 г. Издание опубликовано на немецком языке и на русский язык не переводилось.

«До того» – первый раздел сборника содержит два небольших предисловия. Ханс Айхель, составитель сборника, обер-бургомистр Касселя и председатель наблюдательного совета documenta с 1975 по 1991 гг., Премьер-Министр Федеральной земли Гессен в 1991–1999 гг., Федеральный министр финансов Германии в 1999–2005 гг., задается вопросом о том, как праздновать 60-летие documenta. Опытный политик четко и ясно обозначает структуру праздничных мероприятий. Праздник для жителей города Кассель, поскольку именно здесь родилась выставка documenta и именно здесь каждые пять лет она на 100 дней изменяет город. Встреча всех кураторов documenta, за исключением тех, кто уже ушел из жизни, с целью обсуждения вопросов современного искусства, выставки documenta и её перспектив. Основание Института documenta, поскольку Кассель стал центром притяжения сетевых структур documenta, охватывающих уже весь мир.

Предисловие Хортензии Фёлькерс и Александера Фаренхольтца, представителей Федерального фонда культуры, самой крупной институции по поддержке культуры и искусства Германии, создает представление о Касселе, как о городе, готовом ко всему: и к бесконечным потокам посетителей выставки documenta, и к напряженной многолетней работе по подготовке к выставке.

«Начать с начала: Арнольд Боде и его наследие – такое название носит второй раздел сборника. Арнольд Боде и documenta – сегодня имя автора идеи и подвижника неразрывно связано с названием выставки. «Искусство необходимо воспринимать серьёзно и ставить его во главу угла, а не использовать», – так звучала его максима (с.17). Ханс Айхель, рассуждая о том, как художественная программа, сопровождавшей Федеральную выставку садов в 1995 г., выросла в самую значимую мировую выставку современного искусства, выделяет наиболее важные моменты данного феномена. documenta после Арнольда Боде ведет свой отсчет с Харальда Зееманна. А.Боде основал documenta как выставку западноевропейского модерна, а Х.Зееманн, художественный руководитель documenta V 1972 года, открыл новую главу в истории выставки, «безгранично расширив понятие искусства» (с.17). Следующий важный шаг сделала Катрин Давид, куратор documenta X 1997 года, заявив о documenta как о глобальной выставке современного искусства. Это направление было подхвачено кураторами двух последующих выставок: Окви Энвезор организовал 5 равноценных платформ Documenta 11 в африканских городах Фритаун, Йоханнесбург, Киншаза, Лагос и в немецком Касселе, а Каролин Христов-Бакарджиев провела documenta (13) 2012 года в разных городах. Пятилетний ритм проведения выставки; процесс выбора художественного руководителя – куратора; полная свобода действия художественного руководителя; взаимодействие выставки и города Кассель – все вместе создаёт уникальность и неповторимость documenta.

Раздел продолжают воспоминания дочери А.Боде, статьи председателя кураторского совета Фонда Арнольда Боде Хайнера Георгсдорфа, архитектора Вольфганга Шульце, куратора Харальда Кимпеля. Материалы способствуют пониманию значения идей А.Боде, его вклада в развитие современного искусства. Некоторые его идеи, как, например, «documenta-documents» – выставка фотодокументации и 10 оригинальных работ каждой documenta (с первой по пятой) на отдельной выставке в американской Филадельфии и в рамках шестой documenta; или «documenta urbana» – интеграция дизайна, архитектуры и градостроительства в documenta, в своё время остались неосуществлёнными. Тем не менее, вектор развития, заложенный в эти идеи А.Боде, привел к тому, что фотодокументация, «выставка в выставке», включение в выставки современного искусства новых направлений дизайна, архитектуры, градостроительных концепций стали сегодня привычным и естественным явлением.

Раздел «Моя documenta» – ряд важных и интересных статей, интервью, размышлений Манфреда Шнекенбургера, куратора documenta 6 (1977) и documenta 8 (1987), Руди Фукса, куратора documenta 7 (1982), Катрин Давид, куратора documenta Х (1997), Окви Энвезора, куратора documenta 11 (2002), Рогера М. Бюргеля, куратора documenta 12 (2007), Каролин Христов-Бакарджиев, куратора documenta (13) (2012).

Начиная с documenta 5 1972 г., каждая выставка отражала идеи и концепции ее куратора. По словам М.Шнекенбургера, «от documenta 5 остался не только неологизм Харальда Зееманна «Индивидуальные мифологии», но и фетиш: общественное требование «концепции». Это понятный и сам по себе ясный запрос должен был быть выполнен как можно быстрее после вступления в должность художественного руководителя documenta 6. «Концепция» висела на нас, как ярмо. (…) Она требовала ответа там, где, в лучшем случае, сначала были вопросы» (с. 85, перевод автора).

Однако documenta 7 (1982) вовсе не имела концепции. Ее куратор Р.Фукс описывает свою documenta как «кустарную выставку», созданную благодаря живому общению с художниками: «иногда это были действительно разговоры, иногда телефонные звонки, иногда письма» (с.99, перевод автора). Он считает, что для создания «сбалансированной выставки было необходимо время и прежде всего терпение».

Идее А.Боде о «Музее 100 дней» пришли на смену 100 дней событий, ставшие с течением времени привычными и ожидаемыми составными частями выставки. К.Давид, куратор documenta Х (1997), стоит свою выставку в противовес к застывшим музейным презентациям, проложив через весь город «паркурс» – маршрут по разного рода выставочным и культурным событиям. Границы выставки, установленные К.Давид, стали исходной точкой для О.Энвезора. Он разработал собственное определение documenta, назвав ее «пространством возможного» (с. 113).

М.Шнекенбургер, единственный, кто дважды курировал documenta (в 1977 и 1987 гг.), подчеркивает, что всегда считал искусство «настолько недогматичным, насколько это было возможным, поскольку оно постоянно расширяет свои границы» (с. 98, перевод автора). Круг проблем, обозначенных кураторами Р.М.Бюргелем и К.Христов-Бакарджиев, свидетельствует о непреходящей актуальности этого высказывания.

«О статусе или больше чем 100 дней: город documenta – Кассель». Как функционирует общество города, живущего в пятилетнем ритме подготовки и показа documenta? Как была организована художественная педагогика на трех последних выставках? Каковы процессы взаимодействия documenta и Высшей художественной школы Касселя?  Какова роль Фридерицианума – музея, где традиционно располагается часть экспозиции documenta? Что осталось в Касселе после documenta? Авторы раздела рассматривают разнообразные аспекты существования города, выбравшего своим брендом название выставки.

Последний раздел сборника логично носит название «Перспективы: будущее documenta». 60-летний юбилей выставки, ставшей самым крупным и репрезентативным событием современного искусства мирового масштаба, вызвал ряд дискуссий как о ее дальнейшем развитии, так и о необходимости изучения феномена documenta. Министр науки и искусства Федеральной земли Гессен Борис Райн, Обер-бургомистр Касселя Бертрам Хильген, президент Академии исследования пространства и планирования земель Рольф-Дитер Постлеп обосновывают создание Института documenta, историк искусств Дирк Шварце предлагает Новую галерею в качестве ядра Музея documenta, куратор documenta 14 (2017) Адам Шимчик считает необходимым учиться у Афин, директор Института менеджмента культуры и медиа Свободного университета Берлина Клаус Зибенхаар размышляет о выставке как медиа, акцентируя внимание на необходимости основания Центра кураторской теории и практики в рамках documenta.

Материалы сборника создают впечатление сопричастности каждого читателя к процессам создания и развития выставки, к темам, дискурсам, художественным и кураторским практикам современности, к актуальным тенденциям глобального мира искусств.

Е.Я. Кенигсберг (с) 2017

Сборник «60 лет documenta. Локальная история глобализации», предоставленный Институтом имени Гёте в Минске, находится в библиотеке Студенческого центра современного искусства „Alla prima“ БГАИ.